г. Москва, Армянcкий переулок, дом 9, корпус 1, каб. 108

Блог

Обнуление сроков Путина

Обнуление сроков Путина

Обсуждения корректировок основного закона

Три последних месяца политическая жизнь в России буквально «бьет ключом». Президент страны предложил внести в Конституцию РФ несколько принципиально важных поправок. Результатом обсуждения корректировок основного закона стало внесение еще одного изменения, касающегося обнуления президентских сроков В.В. Путина. Теперь он получил возможность законно сохранить свой статус еще на два календарных периода по 6 лет.Рассмотрим, каковы основные причины и возможные последствия подобных нововведений, а также попробуем ответить на вопрос, стоило ли затевать настолько масштабную конституционную реформу в такое непростое время.

Хронология событий

15 января 2020 года В.В. Путин выступил с ежегодным обращением к Федеральному Собранию. Послание оказалось не рядовым, так как значительная часть была отведена поправкам в Конституцию, которые предложил Президент. Уже через несколько дней – 21 января – в Госдуму вносится законопроект №885214-7.

Обсуждение документа в первом и втором чтениях проходит максимально оперативно. В результате 11 марта в течение одного дня №1-ФКЗ одобрен обеими палатами Федерального Собрания РФ. А уже 14 марта законодательный акт подписан непосредственно Президентом.

Важный нюанс. Одна из трех статей итогового документа – а именно первая – вступит в силу при выполнении дополнительного условия. Оно заключается в одобрении содержания поправок на общероссийском голосовании. Первоначальным сроком его проведения было 22 апреля. Однако, В.В. Путин в обращении к россиянам от 25 марта перенес мероприятие на неопределенное время из-за пандемии коронавируса. Зачем потребовалась настолько запутанная и сложная схема вступления конституционных изменений в силу – один из ключевых вопросов, ответ на который пока не могут найти не только оппозиционеры, но и сторонники действующего Президента.

Именно в первой статье содержатся изменения, касающиеся обнуления президентских сроков. Поэтому данная поправка фактически не вступила в силу – по крайней мере, до оглашения результатов голосования, сроки проведения которого еще не определены.

Еще одна важная поправка, которая содержится в статье №1-ФКЗ, связана с введением в текст Конституции нового термина – «публичная власть». Наряду с обнулением президентских сроков, это изменения следует признать крайне важным. Публичная власть фигурирует применительно к «федеральным территориям», что дает широкий простор для трактовки понятия и возможных дальнейших последствий нововведения. Непосредственно в тексте №1-ФКЗ конкретного описания обоих терминов не дается – видимо, для этого будут использованы Федеральные законы, разработанные и принятые позднее.

Принятие поправки об обнулении президентских сроков

Характерная особенность происходящего реформирования Конституции РФ– максимальная публичность. Поправка, касающаяся обнуления сроков пребывания на посту действующего Президента, была внесена 10 марта В.В. Терешковой на заседании Госдумы, темой которого выступало второе чтение предложенных Главой государства поправок. После этого предложения спикер ГД РФ в силу важности вынесенного в повестку дня вопроса объявил перерыв и оперативно связался с Президентом. В.В. Путин в тот же день прибыл в Госдуму, принял участие в обсуждении поправки, после чего она была внесена в законопроект.

Суть предложения Терешковой заключалась в следующем. Пунктом 3 статьи 81 устанавливается ограничение на количество сроков пребывания на посту Президента, равное двум. Подпункт 3.1 определяет правила действия этого ограничения – оно не учитывает те президентские сроки, которые фактически прошли на момент принятия поправки.

Оперативность внесения и принятия поправки попросту не имеет аналогов в современном российском законотворчестве, очень напоминая поздние годы советской власти. Тем более, если учесть личное присутствие на обсуждении конституционного изменения самого Президента и сжатые сроки его прибытия в Госдуму. Имеющейся на сегодняшний день информации пока недостаточно, чтобы сделать далеко идущие выводы. Однако, некоторые последствия реформы Конституции прогнозируются уже сейчас.

Причины и последствия изменения Конституции РФ

Большая часть политологов сходится во мнении – именно обнуление президентских сроков стало ключевой реформой основного закона страны. Это вовсе не означает, что поправка задумывалась изначально. Скорее всего, содержание нововведения было выработано в процессе сложного и длительного обсуждения в руководстве государства.

Главная причина стремления настолько оперативного изменения Конституции очевидна – проблемная ситуация в стране и мире, еще более усложненная пандемией коронавируса. На фоне обрушения цены на нефть и обвала мирового фондового рынка Президенту пришлось вносить корректировки в уже задекларированные планы реформирования основного закона с целью сохранения относительной стабильности внутри России.

Скорее всего, изначально планировалось масштабное перераспределение функций и полномочий между различными органами власти по направлению от Президента к Госсовету и другим структурам. Сейчас подобные изменения уже не выглядят однозначными. Более того, действующему руководству они могут казаться потенциально опасными, угрожая сохранению относительного баланса властных группировок, сложившегося на данный момент.

Основным последствием обнуления президентских сроков (конечно же, если поправка будет принята на голосовании – причем сомнения касаются сроков проведения, а не самого факта одобрения россиянами) становится изменение статуса Президента. Он перестает быть «хромой уткой» с непонятными перспективами на несколько лет - вплоть до 2024 года. Важно понимать, что это не означает обязательного следующего срока В.В. Путина. Видимо, для Президента и окружающей его элиты намного важнее существование такой возможности, чем ее реализация. Теперь, когда Президент имеет право еще дважды оставаться на своей должности, что весьма вероятно при существующей поддержке со стороны россиян, любые выступления против него со стороны потенциальных преемников сводятся на нет, гарантируя политическую стабильность. Такая форма консенсуса была достигнута в результате масштабных закулисных переговоров, проведенных в руководстве страны. Осталось дождаться назначения срока общероссийского голосования и одобрения поправки большинством населения, в чем не приходится сомневаться, учитывая используемые в ходе подобных мероприятий методы и технологии. Только после этого власть сделает следующий шаг, который наверняка сделает причины конституционной реформы более понятными и прозрачными.

А.Н. Асеев

Свобода и Народовластие - Политическая партия

Контактная информация

  •    101000, г. Москва,
           Армянcкий пер., дом 9, корпус 1, каб. 108
  •   +7 (495) 414-82-99
         +7 (926) 821-01-60
  •    77-00001@list.ru
  •    Прием граждан
          (по предварительной записи):
          ПН, СР, ПТ с 15:00 до 18:00

Обращения граждан

© 2024 Политическая Партия "Свобода и Народовластие". Все права защищены.