1. ПРЕАМБУЛА: ХРОНИКА СОБЫТИЙ
Вечером 24 августа 2025 года на контрольно-пропускном пункте «Чермен», расположенном на административной границе Республики Ингушетия и Республики Северная Осетия — Алания, произошел конфликт между местными жителями. По первоначальной информации правоохранительных органов, инцидент классифицируется как «бытовой».
Однако, учитывая исключительную геополитическую чувствительность и сложнейший исторический бэкграунд данного участка, мы не имеем права ограничиваться лишь поверхностной версией. Любой инцидент в этой точке требует максимально глубокого, публичного и объективного расследования.
2. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ: ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Чтобы понять всю серьезность произошедшего, необходимо помнить о том, что Пригородный район — это незаживающая рана в отношениях двух братских народов.
1944 г.: Депортация ингушского народа и ликвидация ЧИАССР.
1957 г.: Восстановление автономии, но *невозвращение* Пригородного района в состав Чечено-Ингушетии, что заложило основу для будущего противостояния.
Осень 1992 г.: Вооруженный конфликт вокруг Пригородного района, приведший к массовой гибели людей, этническим чисткам и многотысячному потоку беженцев. Последствия того конфликта не урегулированы до сих пор.
Постоянная напряженность: Любой, даже самый малозначительный повод, на этой почве может привести к мгновенной эскалации.
Игнорирование этого контекста — преступная халатность. История учит, что крупнейшие межнациональные столкновения начинаются именно с «бытовых» стычек, которые власть вовремя не остановила и не дала им адекватную правовую и политическую оценку.
3. ВЕРСИИ ПРОИСШЕДШЕГО: БЫТ ИЛИ ПОЛИТИКА?
Мы обязаны рассмотреть обе ключевые версии:
Версия 1: Спонтанный бытовой конфликт.
Экономическая и социальная напряженность, высокий уровень безработицы, личные обиды — все это является горючим материалом. В таких условиях любая искра может привести к возгоранию. Однако наша задача — не дать этой искре разгореться, а не списывать всё на «бытовуху».
Версия 2: Намеренная провокация.
Данная версия выглядит не менее вероятной. Кто может быть заинтересован в дестабилизации обстановки на Кавказе?
- Внутренние провокаторы: для отвлечения внимания от острых внутренних проблем (например, недавние задержания высокопоставленных чиновников Северной Осетии по коррупционным делам).
- Внешние силы: в условиях общей геополитической нестабильности ослабление России через разжигание межнациональных конфликтов на ее территории остается приоритетом для ряда зарубежных спецслужб и структур.
- Маргинальные элементы: радикальные группировки, заинтересованные в подрыве стабильности и вербовке новой молодежи на волне протестных настроений.
4. НАШИ ТРЕБОВАНИЯ И ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ
На основании Федерального закона №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 3, ст. 6), предоставляющего нам право выступать с инициативами по защите общественных интересов и требовать проведения проверок, *Федеральный комитет требует:
1. Немедленного создания независимой следственно-оперативной группы с участием:
- Представителей Генеральной прокуратуры РФ и СК РФ.
- Полномочного представительства Президента РФ в СКФО.
- Общественных наблюдателей и правозащитников от обеих республик.
- Представителей старейшин и духовных лидеров Ингушетии и Северной Осетии.
2. Полного и максимально публичного расследования всех обстоятельств инцидента, включая возможные провокационные действия.
3. Недопущения сокрытия информации. Все этапы расследования должны быть максимально открытыми для предотвращения распространения ложных слухов и фейков, которые сами по себе становятся оружием эскалации.
4. Обращения к федеральным властям с требованием не ограничиваться силовым реагированием, а начать наконец системную работу по решению коренных причин конфликта: социально-экономических проблем, вопросов беженцев и вынужденных переселенцев, исторического примирения.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Призываем всех граждан, журналистов и общественные организации проявить бдительность и гражданскую позицию. Не допускайте разжигания ненависти в комментариях и соцсетях. Требуйте от власти не замалчивания проблемы, а ее решения законными методами.
Только прозрачность, диалог и неукоснительное соблюдение закона могут предотвратить кровопролитие и не допустить повторения ошибок прошлого.
Обращения направлены:
- Полномочному представителю Президента РФ в СКФО
- Генеральной прокуратуре РФ
- Министерству юстиции РФ
Ответы властей и дальнейших ход урегулирования инцидента на Черменском КПП будем публиковать в наших соц сетях.
Александр Николаевич Асеев,
Председатель Федерального комитета по контролю, борьбе с коррупцией и терроризмом




