Существует ли прямая связь между избирательной системой страны, структурой и количеством политических партий? Различные ученые придерживаются противоположных точек зрения, рассматривая эту ситуацию с позиции курицы и яйца. Одни утверждают, что различные виды партий в определенной стране всего лишь отражают ее социально-экономическое устройство, тогда как другие придают большое значение методам голосования, доступным избирателям. Но что же это доказывает?
Из 74 государств, обозначенных как страны либеральной демократии, в 36 большинство избирательных систем основано на принципе альтернативного голосования и относительного большинства голосов или повторного голосования. В остальных 38 странах наблюдается большое разнообразие систем пропорционального представительства.
Из 36 либерально-демократических государств с разнообразными методами голосования 15 (42%) имеют действующие двухпартийные системы, 3 (8%) имеют системы с одной доминирующей партией, которая всегда занимает ведущее место на выборах, и 6 (17%) имеют системы, где нет партий как таковых, а кандидаты независимо оспаривают должности в законодательных органах. Только 12 (33%) голосующих стран имеют многопартийные политические системы, в которых три или более партий постоянно меняются местами и оспаривают власть друг у друга.
Обратная картина наблюдается в либерально-демократических странах с пропорциональной системой представительства, 32 (84%) из них имеют многопартийную политическую систему, и только 6 (13%) имеют систему, в которой действуют всего две партии. В остальных странах доминирует только одна партия. И хотя убедительных доказательств нет, но связь между избирательными системами и политическими системами партии кажется вполне реальной.
Классический пример состязания двух партий, когда партии меньшего значения просто не принимаются в расчет, можно наблюдать в маленьких островных государствах Карибского бассейна и Океании. В этих областях 8 (53%) из 15 либерально-демократических систем, если в них есть политические партии, действуют подобным образом.
Малочисленность населения, которая в большинстве случаев колеблется между 100000-300000, и небольшое количество законодательных органов, обычно насчитывающих от 12 до 50 выборных членов, — это именно те факторы, которые многое могут объяснить. Такой вид политики и формирования партии создает эффект поляризации, которому способствует и наличие избирательных систем, действующих по принципу большинства голосов.
Наглядным примером двухпартийной системы опять же является Великобритания. Здесь важную роль в развитии поляризации сыграла простая избирательная система, в которой голосование происходит большинством голосов. А две основные партии — лейбористы и консерваторы — на протяжении более чем 60 лет оспаривают власть друг у друга, потому что избирательная система не позволяет какой-нибудь еще партии обеспечить себе достаточное количество мест в парламенте и сломать монополию. Появление в 1981 г. новых прогрессивных движений стало вызовом для системы и привело к таким изменениям, как возникновение либерально-демократической партии, что было крайне выгодно консерваторам-правоцентристам и позволило им набрать абсолютное большинство голосов в течение трех кругов всеобщих выборов в 1997 г.
И в 1997 г. когда власть перешла к новому правительству лейбористов, была введена пропорциональная система голосования на выборах в новый Шотландский парламент и Законодательное собрание Уэльса и на выборах в Европейский парламент. Реформа системы голосования, проведенная в Вестминстере, при внедрении, вероятно, могла бы способствовать политике коалиции лейбористов и либеральных демократов и сформированию естественного левоцентристского союза.
Асеев А.Н.