Кто главнее гражданин или чиновник с полицейским?
Приоритет прав и свобод человека и гражданина над интересами государства закреплён конституционно и в российских законах. Гражданин уравнен в своих правах с институтами государственной власти.
Дело за малым. Заставить себя изучить свои права и возможности их использования, и найти в себе гражданскую смелость начать ими пользоваться, заставить государственную машину работать в наших собственных, а не чиновничьих интересах, проявить свою гражданскую волю и твёрдость.
С правовой точки зрения, существующей нормативной базы вполне достаточно, чтобы гражданин мог сразу остановить неправомерные требования и действия сотрудников полиции, защитить себя и других граждан, привлечь виновных полицейских к ответственности.
Ощущение вопиющей несправедливости от всего вытворяемого полицией при проверках документов и регистрации, являются побудительными мотивами для поиска ответов на вопросы граждан о том, как себя защитить от полицейского произвола, и о том, как поставить зарвавшихся бандитов в полицейской форме на место и наказать за уже содеянное.
Для таких людей, а также для тех, кто, преодолевая собственные животные страхи перед полицией и властью, всё-таки обретает человеческое достоинство и находит в себе мужество возражать полиции и защищаться от её произвола, привожу ниже рекомендации.
Итак, на улице или в другом общественном месте к вам обратился сотрудник полиции в форме с требованием предъявить ваши документы. Что обязан делать милиционер, и какими правами при этом он обладает, какие права в этой ситуации у вас, и что обязаны делать вы?
Согласно части п. 4 Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности (утверждён Приказом МВД России от 18.01.1993 г. N 17, далее — Устав ППС), в обращении с окружающими сотрудники полиции обязаны быть внимательными, тактичными и вежливыми, их действия должны быть законными и понятными гражданам.
Согласно п. 93 Устава ППС, сотрудник полиции в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме. Не допускать споров и действий, оскорбляющих честь и достоинство граждан. При обращении к гражданину патрульный (постовой) должен поздороваться с ним, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.
Согласно п. 45 Устава ППС, заступающий на службу сотрудник полиции обязан быть одетым в форменную одежду по сезону, иметь опрятный внешний вид и исправное снаряжение. При себе он должен иметь: служебное удостоверение; служебную книжку, карточку маршрута или поста; табельное огнестрельное оружие с двумя снаряженными обоймами (магазинами); резиновую палку; радиостанцию; наручники; свисток; служебную сумку или планшет, ручку; индивидуальный пакет (аптечку).
В зависимости от характера выполняемых задач, наряду дополнительно выдаются: учтенные бланки протоколов об административных правонарушениях; квитанции об уплате штрафов на месте; электромегафоны; карманный электрический фонарь; ключи от специального телефона, дверей железнодорожных вагонов; средства индивидуальной защиты и другие специальные средства.
Помимо этого сотрудник полиции, заступивший на пост или осуществляющий патрулирование своего участка, может иметь закреплённый на одежде номерной знак (бляху), на котором указан персональный номер, подразделение, в котором он служит. Устав патрульно-постовой службы не требует от сотрудников полиции обязательного ношения в период несения службы при патрулировании или на посту нагрудного номерного жетона. Такая обязанность есть только у сотрудников ДПС и вневедомственной охраны.
Необходимо знать, что в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами МВД РФ, граждане обязаны выполнять только законные требования сотрудников полиции, и только при несении ими службы, то есть, в момент исполнении ими своих должностных обязанностей.
Будьте готовы к демонстративному игнорированию ваших законных возражений и требований, но проявляйте твёрдость и настойчивость (без грубости и оказания физического сопротивления).
Патрульный (постовой) сотрудник полиции, находящийся при исполнении им своих обязанностей, согласно той же упомянутой выше статьи 93 Устава патрульно-постовой службы, обязан по первому требованию должностных лиц и граждан назвать свою фамилию, место работы и предъявить своё служебное удостоверение для ознакомления, не выпуская его из рук.
Эти же требования Устава ППС распространяется и на всех остальных сотрудников полиции, находящихся при исполнении ими своих обязанностей и вступающих в контакт с гражданами.
Подчеркну ещё раз — гражданин при общении с сотрудниками полиции имеет право в любой момент потребовать от них предъявления их служебных удостоверений.
При предъявлении гражданином такого требования, сотрудник полиции обязан предъявить свои документы и дать гражданину возможность ознакомиться с ними из своих рук. В противном случае, он допустит наказуемое должностное нарушение.
Таким образом, из сказанного выше следует, что к вам на улице может обратиться только сотрудник полиции, несущий службу, то есть, находящийся при исполнении им своих обязанностей, заступивший по приказу на пост или патрулирование именно на этом участке территории города и именно на этот период времени.
Сотрудник ОВД Первореченского района города не имеет права обращаться к вам с какими-либо требованиями и предпринимать в отношении вас какие-либо действия в Первомайском районе или любом другом районе города.
Не имеют право обращаться и предпринимать в отношении вас какие-либо действия сотрудники полиции вне времени своего дежурства (несения службы), тем более, находящиеся в отпуске, а также сотрудники вневедомственной охраны, спец. подразделений — ОМОН, ОБЭП, РУБОП и пр., если они не выполняют в этот момент на улице или других общественных местах отдельные операции, то есть, не находятся при исполнении обязанностей (такое бывает при проведении массовых мероприятий, в зонах аварий, проведении рейдов на рынках и т.п.).
Помните, что гражданину разрешено всё, что не запрещено законом, а чиновник и полицейский может требовать и делать только то, что разрешено ему законом.
Правомерно ли требование сотрудника полиции при проверке документов, удостоверяющих личность, предъявлять только внутренний паспорт гражданина РФ?
Ни в Конституции РФ, ни в Законе РФ «О полиции», ни в Уставе ППС, ни в каких других нормативных документах, регламентирующих деятельность полиции и её права, а также права и обязанности граждан, не содержится требования к гражданину об обязательном и постоянном ношении при себе паспорта гражданина РФ, а также положения о том, что только паспорт гражданина РФ является единственным документом, удостоверяющим личность гражданина.
Случаи, когда то или иное правовое действие совершается гражданами только при личном предъявлении паспорта однозначно, определены в соответствующих законах и иных нормативно-правовых актах. Например, в судопроизводстве, осуществлении нотариальных действий, при записи актов гражданского состояния, действий по доверенности, при приёме и увольнении с работы, выдаче заграничного паспорта, военного билета, водительских прав и т.д.
Соответственно и требование сотрудника полиции, требующего предъявить только паспорт гражданина РФ при проверке документов, удостоверяющих личность, на улице или в другом общественном месте, является неправомерным.
Какие документы считаются удостоверяющими личность гражданина?
Документом, удостоверяющим личность, может являться любой документ, позволяющей однозначно идентифицировать вашу личность, а также позволяющий впоследствии и в случае необходимости через орган, выдавший вам удостоверяющий документ, установить персональные данные о вас, как гражданине.
Такой документ должен иметь вашу личную фотографию, фамилию, имя, отчество, другие данные, которые указываются в обязательном порядке в данной категории документов, срок действия документа, наименование органа или учреждения, выдавшего документ, полное наименование, если этот орган является официальным, а также месторасположение или адрес, если это организация, предприятие или учреждение.
Документ должен быть скреплён печатью и заверен подписью должностного лица или руководителя организации, выдавшей удостоверяющий документ.
К таким документам, безусловно, и в первую очередь относятся документы, выдаваемые официальными органами и учреждениями, имеющие степени защиты от подделки: загранпаспорта, водительские права, военные билеты, служебные удостоверения, выдаваемые государственными и муниципальными органами и учреждениями.
Безусловно, такими документами являются студенческие билеты, зачётные и трудовые книжки, пенсионные и ветеранские удостоверения, удостоверения предприятий, фирм и организаций, но последние должны иметь полную информацию о своём названии, содержать точный адрес и телефоны.
Какие требования сотрудника полиции при проверке паспорта и к паспорту являются правомерными?
Штрафовать вас на месте за просроченный паспорт или недействительный паспорт, при проверке документов на улице или в другом общественном месте, сотрудник полиции не имеет права, хотя, согласно ст. 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в РФ запрещено проживание без паспорта или по недействительному паспорту.
Административное взыскание по этому правонарушению накладывается по месту пребывания или жительства гражданина. Этот вопрос находится в ведении службы участковых инспекторов по месту жительства, а не в ведении патрульно-постовой службы.
К тому же, при таком нарушении, мерами административного наказания являются предупреждение, вынесенное в официальной форме или наложение штрафа в размере ДО одного МРОТа.
Это означает, что никто из сотрудников ППС полиции в общественном месте, даже в случае доказанности вашей вины, и даже имея на это право, не может сразу на месте налагать на вас штраф, взыскивать его на месте, да ещё и в максимальном по объему размере.
Все разговоры на эту тему со стороны полицейского ППС имеют единственную цель — запугать вас несуществующей ответственностью, потерей времени на сидение в «Обезьяннике», огромным штрафом и «выбить» из вас свою мзду.
Самое большое, что может по закону сделать с вами полицейский при обнаружении недействительного паспорта или полном отсутствии каких-либо документов, удостоверяющих личность, так это осуществить «доставление» в отделение полиции.
Сделать он это может лишь в том случае, если «заподозрил» вас в более существенном правонарушении, чем «проживание без паспорта и регистрации», но об этом полицейский должен заявить сразу, когда будет обосновывать своё требование о предъявлении документов, а не «придумывать» это на ходу, приплетая вам «хулиганку» и прочие неприятные статьи Кодекса.
О «доставлении» и «административном задержании», разнице между ними речь будет идти ниже в отдельном разделе.
При этом в отделении «установят» вашу личность по сообщённым вами сведениям и при наличии подозрения, что вы находитесь в розыске, проверят вас по соответствующим полицейским компьютерным базам данных.
При испорченном паспорте сотрудник ППС полиции также может переписать ваши данные или составить протокол, и направить этот материал по вашему месту жительства для принятия к вам мер административного наказания. Но делать доставление в полицию для этого нет необходимости, так как всё это можно сделать на месте.
В том случае, если в вашем паспорте всё в порядке, в том числе есть отметка о вашем месте жительства в Магадане или в Дагестане, паспорт вам должен быть возвращён, и на этом ваш контакт с сотрудником полиции должен быть закончен.
Все остальные действия являются со стороны сотрудника полиции неправомерными, и он за это должен быть соответствующим образом наказан впоследствии после обжалования с вашей стороны, что необходимо сделать в обязательном порядке.
Некоторые объективные сложности могут возникнуть у некоторых граждан России, которые получили гражданство РФ в консульствах стран СНГ, паспорта граждан РФ, но не имеют регистрации по месту постоянного жительства.
Такая ситуация возможна из-за нестыковок в новом законе о гражданстве РФ и Правил регистрации граждан РФ по месту пребывания и жительства, а также жилищного законодательства. Но на этом надо акцентировать внимание полиции, так как подобная ситуация сложилась не по вине самих граждан и в этом случае не может быть события и состава правонарушения по ст. 19.15 Административного Кодекса.
Где хочу там и живу!
Почему для большинства россиян, не являющихся москвичами, но прибывших в Москву на поиски счастья и заработков, или бывающих в ней какое-то время наездами по делам или отдохнуть, только одно упоминание о московской регистрации вызывает целую бурю негативных эмоций, встала вдруг острейшей жизненной, социальной, правовой проблемой её некоренных жителей.
Почему, с оглядкой на Москву, эта зараза уже захлестнула всю Россию от Калининграда до Владивостока.
Большинство россиян, с момента принятия новой Конституции РФ в 1993 году, успело твёрдо запомнить, что одним из главных её завоеваний была отмена кабальной системы прописки. Новая Конституция закрепила право граждан на свободу передвижения и выбор места жительства и пребывания на территории России.
И вдруг, прибыв в Москву — столицу России, оплот демократии и главный генератор демократических реформ — гражданин России понимает, что, либо в стране не действует Конституция и его глубоко обманули, либо в РФ есть регионы, для которых Конституция не указ.
Вся острота проблемы в беспределе полиции. Особенно Московской.
При фактическом поощрении столичных, да и в довольно существенной части и Федеральных властей, московская полиция в одностороннем порядке, в нарушение всех и всяческих законов, присвоила себе и узаконила право мздоимства со своих граждан и их дискриминации по признаку места жительства, что прямо противоречит положения части 2 ст. 19 Конституции РФ.
Эта проблема не только и не столько московская. Милиция и власти беспредельничают по всей России. Только в Москве, в силу её огромной величины и столичного статуса, это заметно гораздо резче, выпуклее и масштабнее, привлекает гораздо больше внимания и имеет большую социальную и политическую остроту.
Массовый полицейский рэкет, безответственность властей по отношению к правам и интересам своих граждан во многом являются следствием инерции мышления и представителей власти, будь то полиция или администраторы всех уровней, и самих граждан, которые в незнании законов трепещут перед сержантом полиции и чиновником, которых почему то все привыкли называть властью. Хотя они никакого отношения к власти принадлежащей народу не имеют.
И усвоенный ещё на генетическом уровне принцип нашей правоохранительной системы и гражданского бытия: «Был бы человек, а статья найдётся!», россиянам, судя по всему, предстоит изживать ещё очень и очень долго. Но если Вы в себе это изжили, то смело на полицейского или чиновника пишите заявление о нарушении Ваших прав прокурору или в суд, которые обязаны защитить Ваши права и привлечь нарушителя к ответственности.
Правомерны ли вопросы сотрудника милиции о целях приезда в Москву, Владивосток, сроках и месте пребывания в городе?
Такие вопросы со стороны сотрудников полиции правомерны только при составлении протокола при административном задержании.
Во всех остальных случаях, в том числе и при «простой» проверке документов, этот вопрос правомерным не является.
Передвижение или пребывание в том или ином месте РФ, в том числе в Москве, имеет одно единственное основание — собственное волеизъявление и желание самого гражданина, вмешиваться в которое, а тем более влиять на него, исходя из собственных представлений, не имеют права никакие государственные органы и их должностные лица, в том числе и сотрудники полиции.
Правомерно ли требование сотрудника полиции, при проверке документов, удостоверяющих личность гражданина, обязательного наличия у гражданина регистрации в Москве или другом городе по месту жительства или по месту пребывания, а также требования о предъявлении документов, подтверждающих прибытие или убытие гражданина в Москву и из Москвы, а также подтверждающих пребывание гражданина в Москве на срок, не превышающий 10 дней?
Данный момент является ключевым во всей процедуре проверки документов, так как именно на незнании законодательных нюансов, связанных со всей совокупностью правовых актов гражданами и строится вся система полицейских поборов «за отсутствие регистрации» не только в Москве, но и во всей России.
Именно в этом «месте» полиция ППС, да и все остальные «примазавшиеся» сотрудники полиции, о которых речь шла выше, самолично присвоила себе право проверять наличие регистрации, «налагать» и «взимать» на месте штраф за её отсутствие, требовать от граждан «подтверждения» о нахождении в Москве на срок, не превышающий 10 дней.
Единственной статьёй Административного Кодекса, в которой речь идёт об ответственности при проживании без паспорта и регистрации по месту пребывания или жительства, является ст. 19.15.
В соответствии с п. 9 части 2 статьи 23.3., рассматривать дела об административных правонарушениях по статье 19.15. от имени органов внутренних дел (полиции), указанных в части 1 той же статьи, вправе старшие участковые инспектора, участковые инспектора.
То есть, из всех служб полиции ТОЛЬКО служба участковых инспекторов вправе: во-первых, составлять протоколы по факту правонарушения по ст. 19.15; во-вторых, наряду с другими должностными лицами органов внутренних дел (о них речь будете идти ниже в соответствующем разделе), вправе рассматривать дела по ст. 19.15. и, соответственно, налагать предусмотренные в ней административные взыскания в виде официального предупреждения или штрафа до 1 МРОТ.
Из указанного следует, что сотрудник Патрульно-Постовой Службы московской или приморской полиции или любого другого населённого пункта на улице города или любом другом общественном месте, а также сотрудник любого другого подразделения милиции просто не уполномочен законом, во-первых, проверять наличие у гражданина регистрации по месту пребывания или жительства по ст. 19.15 и составлять по «факту нарушения» протокол, во-вторых, наложить на вас предусмотренное статьёй административное взыскание ни в виде официального предупреждения, ни в виде штрафа, а тем более, взыскать за это на месте штраф живыми деньгами.
Данное действие с его стороны является прямым нарушением закона, за которое он должен нести предусмотренную ответственность, и которое в обязательном порядке надлежит обжаловать.
Более того, если у вас проверяют документы на улицах города, в городском транспорте, в любом общественном месте, в помещении организаций и учреждений, в любом помещении, не относящемся к жилому сектору (офис фирмы, магазин и т.п.), требования подтверждения наличия московской, Владивостокской регистрации являются абсолютно незаконными!!!
Так как согласно части 1 ст. 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства на территории РФ.
Положения Конституции РФ являются непосредственно действующими и имеют прямое действие и высшую силу на всей территории России, поэтому всякие ссылки на местные законы и нормы со стороны сотрудников полиции являются неправомерными уже только по одним перечисленным обстоятельствам и могут быть обжалованы в любую инстанцию, в том числе в суд.
Сотруднику полиции, настаивающему на каких-то особых московских законах и правилах, можно прямо заявить, что он нарушает Конституцию РФ и понесёт за это ответственность, а также настаивать на этом мнении, чтобы вам при этом не возражали и чем бы не грозили.
Помимо этого указанная, конституционная норма конкретизирована и расширена в Законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» и истолкована в Постановлениях Конституционного Суда РФ № 9-П от 4.04.96 г. и № 4-П от 2.20.98 г., где отмечается, что регистрация в РФ носит уведомительный характер.Но при этом, несмотря на то, что такое уведомление является не только правом, но и обязанностью гражданина, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 ст. 3 закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.
Согласно Федерального Конституционного Закона РФ «О Конституционном Суде РФ», постановления КС РФ обжалованию не подлежат, имеют прямое действие на всей территории РФ, действуют непосредственно, не требуют толкования каким-либо органами или должностными лицами, вступают в силу с момента провозглашения в зале заседания.
Тем не менее, московская полиция, при активной моральной и нормативной поддержке московских властей, продолжает заниматься фактическим нарушением Конституции РФ, Постановлений Конституционного Суда РФ и федерального законодательства.
На практике система аргументов полиции выглядит так. Сотрудник полиции ссылается на соответствующие положения Правил регистрации, принятые Правительством РФ и правительствами Москвы и Московской области, согласно которым гражданин, прибывший в данную местность на срок свыше 10-ти дней, обязан зарегистрироваться по месту пребывания.
Такая же норма содержится и в упомянутом выше Федеральном законе. Именно этим обстоятельством в нарушении положений Конституции РФ, Закона РФ и Постановлений КС РФ, сотрудники полиции требуют обосновать или подтвердить своё присутствие в Москве на срок менее 10-ти суток.
Для этого они требуют предъявлять билеты на транспорт с датами прибытия и убытия, командировочные удостоверения, путевые листы у водителей и т.п., что является незаконным, так как в уже упомянутом Постановлении КС РФ № 4-П от 2.02.98 г. сказано, что «срок нахождения в том или ином месте временного пребывания должен определяться самим гражданином. Его установление государством недопустимо, поскольку означает ограничение волеизъявления при выборе места пребывания».
При этом, по смыслу Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», определение гражданином места своего пребывания и срока нахождения в нём не обязательно связано с наличием соответствующего жилого помещения в качестве места пребывания».
Более того, новый Кодекс РФ об административных правонарушениях законодательно закрепил такую норму, как «Презумпция невиновности». Именно от этой нормы сейчас воет вся полиция, так как теперь юридически изначальная «правота» полиции в любых её действиях и требованиях и необходимость «оправдываться» перед полицией у граждан отпала.
Статья 1.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях с аналогичным названием стоит того, чтобы процитировать её полностью:
1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные нарушения, в отношении которых установлена его вина.
2. Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Именно поэтому граждане не обязаны предъявлять какие-либо доказательства длительности своего пребывания в Москве в виде каких-либо дополнительных документов, тем более, когда такие требования предъявляются гражданину на улице или в любом другом общественном, а не жилом месте.
Эти доказательства должна собрать и представить полиция тому органу или должностному лицу, которое и примет решение о привлечении за допущенное правонарушение к ответственности. И добровольно, по собственной наивности или глупости, облегчать полиции её обязательную работу не надо.
Фактически, одной только этой статьи достаточно, чтобы раз и навсегда прекратить какие бы то ни было требования со стороны сотрудников полиции в отношении наличия или отсутствия московской регистрации и доказывания гражданами сроков их пребывания в Москве.
Вторым «по степени важности» для полиции аргументом вины гражданина, не имеющего Московской регистрации при проверке его документов в общественном месте, до 1 июля 2002 года являлись положения ст. 178 «Проживание без паспорта и прописки» Кодекса об административных нарушениях РСФСР.
В новом Кодексе этой статье соответствует практически идентичная ей по сути уже упомянутая выше статья 19.15. «Проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации», согласно которой «проживание или пребывание гражданина РФ, обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства — влечёт предупреждение или наложение штрафа. По инерции ВСЕ московские милиционеры продолжают использовать этот «аргумент» для поборов с граждан.
Этот «аргумент» является абсолютно неправомерным и по «субъективному составу правонарушения» по ст. 19.15., так как в данной статье Кодекса речь идёт именно о проживании, то есть, доказанном факте пребывания или проживания гражданина в течение определённого периода времени и в определённом жилом помещении.
Улица, общественное место, нежилое помещение не являются по определению местом, где гражданин «проживает», тем более, к общественным местам никак не применимо понятие периода такого «проживания», так как проверка осуществляется разово и случайно и дляполицейского, и для гражданина.
Помимо этого, как уже указывалось выше, в соответствии с п. 9 части 2 ст. 23.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях, а значит и составлять по ним протоколы по ст. 19.15 Кодекса, вправе старшие участковые инспектора, участковые инспектора, но ни в коем случае не сотрудники ППС.
Более того, ни из прежней редакции статьи 178, ни из действующей ст. 19.15, при буквальном прочтении не следует, что такое проживание требует регистрации по месту фактического пребывания или проживания гражданина.
То, что имелось в виду прежде и подразумевается теперь, не является буквально установленной законом нормой. Из буквального прочтения этой статьи следует, что проживающий гражданин должен в принципе иметь регистрацию по месту жительства или пребывания где-нибудь в России и не более того.
В Кодексе РФ об административных правонарушениях присутствует понятие «События и состава административного правонарушения», именно при наличии «события и состава», производство по делу может быть начато и именно эти «событие и состав» правонарушения, в соответствии с частью 2 ст. 28.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях, в обязательном порядке должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении.
Согласно части 1 и 2 ст. 24.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии, в том числе, хотя бы одного из следующих обстоятельств:
- отсутствие события правонарушения;
- отсутствие состава административного правонарушения.
В случае попыток применения ст. 19.15. при проверке документов на улице и в общественных местах и событие, и состав правонарушения ОТСУТСТВУЮТ и, в соответствии с упомянутой выше статьёй, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению, а сотрудник ППС полиции делает это неправомерно, так как на ППС полиции данная функция не возложена.
В случае, если сотрудник полиции продолжает настаивать на том, что такое нарушение по указанной статье имеет место, проверяя документы в общественном месте, пытается составлять протокол, осуществить привод в отделение полиции, использовать силу и т.п., он однозначно совершает противоправные, наказуемые по закону действия, которые в безусловном порядке должны быть для этого обжалованы.
Правомерны ли требования сотрудника полиции, требующего уплаты штрафа за нарушения правил регистрации на месте с составлением протокола об административном нарушении или без него?
Ст. 19.15. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за проживание без паспорта и без регистрации, но не за нахождение на территории того или иного населённого пункта, в том числе в Москве, без такой регистрации.
В соответствии с п. 1 части 2 статьи 23.3., рассматривать дела об административных правонарушениях по статье 19.15. от имени органов внутренних дел (полиции), указанных в части 1 той же статьи, вправе начальники территориальных управлений (отделов) и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) полиции и их заместители.
В соответствии с п. 2 части 2 статьи 23.3., рассматривать дела об административных правонарушениях по статье 19.15. от имени органов внутренних дел (полиции), указанных в части 1 той же статьи, вправе начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте и их заместители.
В соответствии с п. 9 части 2 статьи 23.3., рассматривать дела об административных правонарушениях по статье 19.15. от имени органов внутренних дел (полиции), указанных в части 1 той же статьи, вправе старшие участковые инспектора, участковые инспектора.
Из указанного следует, что любой сотрудник Патрульно-Постовой Службы московской полиции или любого другого населённого пункта, или сотрудник любого иного подразделения полиции, кроме службы участковых инспекторов, на улице города или любом другом общественном месте, просто не уполномочен законом наложить на вас административное взыскание ни в виде официального предупреждения, ни в виде штрафа, а тем более, взыскать на месте штраф живыми деньгами за указанное правонарушение.
Эти действия однозначно можно квалифицировать, как самоуправство, превышение полномочий, вымогательство взятки. Ответственность за подобные нарушения предусмотрена и в указанном Кодексе и в Уголовном Кодексе РФ.
У сотрудника патрульно-постовой службы нет даже права на составление протокола об административном правонарушении по ст. 19.15. . Угроза составления протокола или даже его составление является со стороны полиции банальной формой психологического давления на гражданина, а иначе говоря, шантажом. Свои жертвы они выбирают весьма умело. Как правило, за разговорами о составлении протокола следует «разъяснение», что для этого необходимо пройти в машину, или в отделение полиции, то есть, потратить массу времени и нервов и побудить вас к даче взятки.
Имеет ли право полиция, за отсутствие регистрации, подвергнуть доставлению в отделение полиции и административному задержанию?
Ни доставление в полицию, ни административное задержание за нарушение правил регистрации, даже при условии его реального установления в жилом секторе, тем более, при обнаружении такого «нарушения» на улице или в общественном месте, соответствующими статьями Кодекса не предусмотрены и являются незаконными, а действия сотрудников полиции, осуществляющими привод или административное задержание по такому основанию, являются противоправными, за что сотрудники милиции должны привлекаться к ответственности в установленном порядке.
Исключение составляют случаи, когда у гражданина нет никаких документов, удостоверяющих личность, или предъявленный документ просрочен, содержит явные следы подделки, либо в паспорте нет указанных выше обязательных записей, отклеилась фотография, есть не предусмотренные нормами посторонние записи.
Тем не менее, даже в этом случае Административный Кодекс не обязывает сотрудника полиции доставлять гражданина в отделение милиции, если никаких иных преступлений или правонарушений гражданин не совершил, или нет действительно веских оснований подозревать, что он это сделал.
В этом случае сотрудник полиции имеет право ограничиться лишь устным замечанием и рекомендацией гражданину принять меры к замене документов.
Что делать, если вас всё же подвергли «доставлению» в отделение полиции и поместили в «обезьянник», то есть, подвергли «административному задержанию»?
Доставление и административное задержание это меры по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях, а не меры административного наказания. Согласно части 1 ст. 27.1., эти меры, наряду с личным досмотром, изъятием вещей и проч., осуществляются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном нарушении, при невозможности составления его на месте правонарушения.
Наша полиция довольно свободно и произвольно применяет эти меры, фактически используя их для применения неоправданного насилия, ограничения свободы физического лица с целью оказания психологического давления на граждан, в том числе и с угрозой применения таких мер.
В подавляющем большинстве случаев все эти используемые меры или угроза их применения не имеют своей реальной целью выявление преступников, пресечение правонарушений, охраны общественного порядка, а служат лишь средством вымогательства денег с граждан в обмен на прекращение этих мер в отношении них.
Именно это произвольное использование «мер обеспечения» производства по делам об административных правонарушениях, является основой массового нарушения прав и свобод граждан. В первую очередь, права на личную неприкосновенность и свободу, и свободу передвижения.
Все эти меры предусмотрены Административным кодексом для случаев серьёзных правонарушений, когда имеется реальная угроза жизни и здоровью граждан, и сотрудников полиции, нарушается общественный порядок, преступник или правонарушитель пытается скрыться, оказывает сопротивление законным требованиям и действиям сотрудников полиции.
Естественно, что в этом случае сотрудники полиции, прежде всего обязаны пресечь преступление или правонарушение, восстановить общественный порядок, обезопасить жизнь и здоровье граждан и сотрудников милиции, обеспечить меры по привлечению виновного лица к установленной ответственности.
Естественно, что в таких условиях установить личность, проверяя документы, составлять протокол невозможно. В этих условиях полиция вправе применять физическую силу, спец. средства и оружие.
Также естественно, что если у сотрудника полиции есть серьёзные основания подозревать в ком-то преступника, находящегося в розыске, при обнаружении лица, имеющего подозрительный внешний вид или поведение, то в подобной ситуации, в соответствии с тем же Уставом ППС, полицейский обязан предпринять меры к проверке такого лица.
При таких условиях наиболее безопасно и всесторонне это можно установить или проверить только в отделении полиции.
Но если никаких из этих признаков нет, то у сотрудника полиции просто нет формальных оснований, то есть, тех самых события и состава правонарушения, для пресечения которых и обеспечения производства по которым он имеет право принять такие меры, как доставление, досмотр и административное задержание.
Поэтому, даже допуская сверх бдительность сотрудника полиции, при отсутствии у вас каких-либо документов, при отсутствии с вашей стороны каких-либо иных правонарушений в общественном месте, максимально, что может сделать с вами сотрудник полиции, так это доставить вас в отделение милиции для установления личности, то есть, произвести «Доставление».
Согласно ст. 27.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях, доставление, то есть, принудительное препровождение («принудительное» совершенно не означает «с применением физической силы и спец. средств») физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении, при невозможности его составления на месте совершения правонарушения, если составление протокола является обязательным.
В этом случае «доставление» является способом обезопасить всех от возможной опасности со стороны «подозреваемого» и, в случае подтверждения сведений о том, что доставленное лицо находится в розыске, произвести его задержание.
Необходимо помнить, что «отсутствие» у сотрудника полиции бланков протоколов об административных правонарушениях или квитанций о взыскании штрафа таким основанием для доставления не является, а сотрудник полиции подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности за не готовность к несению службы.
При этом следует иметь в виду, что если вы предъявили сотруднику полиции свой внутренний паспорт гражданина РФ, и с паспортом всё в порядке, оснований для установления вашей личности у полицейского и доставления вас в отделение полиции НЕТ.
При подозрении, что вы находитесь в розыске, ваши паспортные данные просто проверяются по компьютерной базе, после чего вас обязаны отпустить.
При этом, вы должны находиться просто в помещении отделения полиции, а не за решёткой в «обезьяннике», который, в соответствии с частью 1 ст. 27.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях, является «специально отведённым для этого помещением».
В «обезьянник» помещают лишь лиц, в отношении которых применено «административное задержание».
Согласно части 1 ст. 27.3., административное задержание — это «кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может применяться в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении». Такая мера, как «административное задержание», применяется к лицам, задержанным с применением силы за серьёзные правонарушения. Отсутствие документов, испорченный паспорт, отсутствие регистрации к таким правонарушениям НЕ ОТНОСЯТСЯ.
Поэтому эти обстоятельства сотрудникам полиции в обязательном порядке необходимо напомнить, так же, как и тот факт, что, согласно уже упомянутой выше части 2 ст. 27.1., вред, причинённый незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Но даже если вас подвергли административному задержанию, продемонстрировав вам свою силу и ухарство, а заодно и вашу бесправность, задержать вас в отделении полиции и в «обезьяннике» не могут более чем на три часа.
Время задержания исчисляется с момента вашего доставления в отделение полиции. Этот момент надо обязательно фиксировать самому. Оно проставляется в журнале дежурного.
Наша полиция уже давно отвыкла от соблюдения закона, поэтому в большинстве случаев, как указывалось выше, «меры обеспечения» используются полицией именно, как самоцель.
Но, повторюсь ещё раз, и доставление, и личный досмотр, и административное задержание являются мерами обеспечения по административному делу. Все эти действия, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, в обязательном порядке протоколируются.
Если вас подвергли «доставлению» в отделение полиции, то об этом делается отметка в протоколе об административном правонарушении, либо в протоколе об административном задержании.
Как уже указывалось выше, нахождение на улице без документов или с испорченными, не действительными документами (кроме, естественно, подделанных) не является правонарушением и не находится в компетенции ППС полиции.
Если по факту вашего доставления не будет составлен протокол об административном правонарушении, в котором будут указаны событие и состав правонарушения, то такие действия полиции будут неправомерными, а сотрудники должны привлекаться к установленной законом ответственности.
При помещении вас в «обезьянник», то есть, применении в отношении вас «административного задержания», оформляется протокол об административном задержании. Требования к нему определены статьей 27.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно части 1 указанной статьи, об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и МОТИВЫ задержания.
Мотив задержания является ключевым моментом.
В качестве основания для указания мотива, доставившие вас в отделение сотрудники полиции пишут рапорта, в которых они обязаны указать причины, по которым они доставили вас в отделение, с обязательным указанием статьи Административного Кодекса.
После этого сотрудники полиции, доставившие вас в отделение, ОБЯЗАНЫ составить протокол об административном правонарушении, за которое они вас, собственно и доставили в полицию.
Вот этих требований практически не выполняет ни один сотрудник полиции, так как их соблюдение документально подтверждает их беззаконие.
Если быть объективным, то не составление таких протоколов является точно таким же подтверждением беззакония, только в этом случае дежурного по отделению полиции и других сотрудников, осуществляющих дежурство.
Юридически, с момента составления протокола об административном задержании, возбуждается административное дело о правонарушении, с этого момента к делу может подключаться адвокат, полиция обязана предпринять меры по скорейшему оповещению коллег по работе или родственников по телефонам, указанным «правонарушителем».
Лицом, возбуждающим административное дело, в этом случае является сотрудник полиции, составляющий протокол административного задержания в помещении отделения полиции.
В его обязанности входит подготовка к рассмотрению дела уполномоченным лицом или органом. В том числе, контроль за составлением и наличием протокола об административном правонарушении, в котором обязательно указываются событие и состав правонарушения.
При обнаружении отсутствия события и состава правонарушения, как уже указывалось выше, в соответствии с частью 1 и 2 ст. 24.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, о чём, в соответствии с частью 5 ст. 28.1. Административного Кодекса, выносится определение.
Но этих тонкостей наша полиция, как правило не знает, и, что самое печальное, без нашей «Активной» помощи знать не будет и «не захочет» узнать и впредь!!!
Следует помнить, что формально «зацепив» вас на улице за такой пустяк, как отсутствие документов, регистрации, доставив вас в полицию, подвергнув административному задержанию и начав оформлять задержание, сотрудники ППС вдруг «обнаружат», что уже упомянутых «события и состава» правонарушения нет и попытаются в лёгкую «пришить вам дело» по какой-либо иной статье, например за хулиганство, «неповиновение законным требованиям сотрудников полиции».
Поэтому лучше дать полицейскому наделать глупостей, документально зафиксировав их в протоколе, с незаконно вынесенным предупреждением или штрафом и обжаловать это позже, чтобы не получить потом более серьёзного наказания типа «15 суток административного ареста», за перечисленные статьи. Этого допускать нельзя. И помочь здесь может лишь собственная твёрдость и самообладание.
Имеет ли сотрудник полиции право изъять ваши документы или взять паспорт в залог?
Действительно, часто можно наблюдать картину, когда сотрудник полиции, после беглого просмотра документов, не передаёт их обратно гражданину, а, держа их в руках, или убрав в карман, уносит, с требованием «пройти в машину или в отделение для составления протокола или уплаты штрафа», где вдали от посторонних глаз, из людей просто выбивают, часто в прямом смысле, мзду.
Для особо несговорчивых граждан, не имеющих при себе денег или не желающих платить сразу, предлагают, приди со «штрафом» в указываемое отделение полиции, где вам возвращают ваш паспорт, или ещё поморочат голову, применят силу или иные аргументы для острастки на будущее.
Подобные действия являются незаконными.
Согласно п. 22 Положения о паспорте гражданина РФ, запрещается изъятие паспорта у граждан, кроме случаев, предусмотренных законом (призыв на срочную службу в Армию, решение или приговор суда и т.п.).
Согласно п. 38 Положения о паспортной системе СССР, а также ст. 19.17 Кодекса, «Незаконное изъятие удостоверений личности гражданина (паспорта) или принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог», предусмотрена административная ответственность должностных лиц, осуществляющих подобные действия.
Поэтому, после просмотра ваших документов, тем более, паспорта, необходимо добиться их возвращения сотрудником полиции. Даже если вас ведут в отделение полиции, паспорт должен находиться у вас лично.
Впоследствии, после возвращения вам паспорта, обязательно необходимо написать заявление в органы Прокуратуры с требованием о привлечении сотрудников полиции, взявших ваш паспорт в залог, к административной ответственности.
Правомерно ли применение силы и спецсредств (наручники, дубинки) к гражданам сотрудниками полиции за отсутствие регистрации и отказ проследовать в отделение полиции для оформления протокола или уплаты штрафа за данное правонарушение?
Нет, такие действия являются не правомерными. Как указывалось выше, даже при наличии «события и состава» правонарушения, при отсутствии регистрации, ни Административный Кодекс, ни новый Уголовно-Процессуальный кодекс РФ не предусматривают привода в полицию или административного задержания по указанному основанию.
Соответственно и не может быть состава в действиях гражданина, не выполняющего незаконные требования сотрудника полиции, так как только в случае пресечения преступления, злостного неповиновения гражданина законным требованиям сотрудников полиции, в отношении граждан может быть применена сила и специальные средства.
Их применение в этом случае регламентировано Уставом Патрульно-Постовой службы, Федеральным законом РФ «О полиции». Тем не менее, если применение в отношении вас силы, спец. средств имеет реальную перспективу, надо твёрдо запомнить условия и пределы их применения сотрудниками полиции, закреплённое в Законе РФ «О полиции».
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона РФ «О полиции», полиция имеет право применять физическую силу и специальные средства только в случаях и порядке, предусмотренных указанным законом. В соответствии с ч. 3 указанной статьи, при применении физической силы и специальных средств, сотрудник полиции ОБЯЗАН:
- предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требования сотрудника полиции, за исключением тех случаев, когда промедление в применении силы создаёт непосредственную опасность для граждан и сотрудников полиции, или когда такое предупреждение по обстановке является неуместным или невозможным;
- стремиться, в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц его совершивших, и силы оказываемого противодействия, к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О полиции», сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей.
В соответствии со ст. 14 Закона РФ «О полиции», сотрудники полиции вправе использовать спец. средства — наручники — для пресечения, оказываемого сотруднику полиции сопротивления; для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться; для доставления задерживаемых лиц в полицию, когда они своим поведением дают основания полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим, или себе, или оказывают противодействие сотруднику полиции.
Правомерно ли проведение личного досмотра сотрудниками полиции граждан, не имеющих регистрации?
По указанному основанию проведение личного досмотра или обыска, тем более, на улице является неправомерным, так как не предусмотрено Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Но, не найдя к чему «прицепиться» при проверке регистрации или к документам, сотрудники полиции всегда могут мотивировать свои требования проведением контртеррористической операции, поиском наркотиков, оружия или боеприпасов.
В этом случае, согласно части 2 ст. 11 Закона РФ «О полиции», милиция имеет право, при наличии достаточных данных о том, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, производить в порядке, установленном федеральным законом, личный досмотр лиц, досмотр их вещей, ручной клади и багажа, изымать указанные предметы, средства и вещества, при отсутствии данных о наличии законных оснований для их ношения и хранения; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определённых действий или занятие определённой деятельностью, контроль за которыми возложен на полицию законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 31.03.1999 N 68-ФЗ).
Как уже не раз указывалось выше, степень «достаточности данных» о наличии оружия, наркотиков и проч., нашей полицией трактуется весьма вольно и по собственному усмотрению, и также используется преимущественно в целях психологического давления на граждан для вымогания денег или поиска каких-либо иных «зацепок» для вымогания, если никаких других поводов у полиции просто нет.
На месте, то есть, без проведения административного задержания с доставлением в отделение полиции, сотрудник полиции может только предложить вам лично предъявить для осмотра ваши личные вещи в карманах, содержимое портфелей и сумок, не касаясь их своими руками.
Постарайтесь не выкладывать свои вещи в машине полиции, и не выпускайте из рук кошелёк и документы, показывайте только из своих рук, ни в коем случае не передавая их в руки полицейского, сразу убирайте их обратно после предъявления их содержимого, так как очень часто, если вас отвлёк каким-либо вопросом другой сотрудник полиции, что у них очень хорошо отработано, вы можете не досчитаться денег, или чего-то ещё ценного, или же впоследствии, после доставления в полицию для официального досмотра, обнаружить у себя пакет с наркотиком или пару патронов.
Тем не менее, если вас доставляют в отделение полиции, подвергают административному задержанию, необходимо помнить следующее:
При административном задержании может быть произведён личный досмотр (ст. 27.7 Кодекса). При этом должны соблюдаться следующие правила:
- досмотр должен проводиться только определёнными статьями 27.2. и 27.3. кодекса лицами, причём, одного пола с задержанным;
- с участием 2-х понятых, из числа лиц, не заинтересованных в исходе дела одного пола с задержанным; помещение, в котором производится досмотр, должно соответствовать требованиям санитарии и гигиены;
- при личном досмотре должны быть обеспечены безопасность и здоровье досматриваемого.
При личном досмотре вещей составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Протокол подписывается лицом, его составляющим, лицом, вещи которого досматриваются и понятыми.
При задержании, личном досмотре и досмотре вещей, должностными лицами могут быть изъяты документы и вещи, но не любые, а являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения.
Административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей, документов могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору.
При этом, как и в случае с составлением протокола об административном правонарушении, сотрудники полиции обязаны соблюсти все указанные выше требования. Досматриваемый имеет право на получение копии протокола досмотра.
После проведения досмотра (также «обеспечительная мера»), должен быть составлен протокол административного правонарушения.
Если вас или ваших знакомых, с кем вас подвергли проверке документов, решили доставить в полицию, постарайтесь, чтобы вы или ваш знакомый поехали туда не одни, в особенности, если задерживается молодая девушка или женщина. Если вам позвонили коллеги, родственники, друзья, которых подвергли административному задержанию, постарайтесь прибыть в отделение полиции сами, как можно быстрее, или позвонить туда и выяснить как можно больше «подробностей».
Иногда только этого бывает достаточно, чтобы человека выпустили из полиции.
Наставайте на присутствии ваших знакомых и своём лично при проведении установления личности или досмотра, неправомерного применения условий и пределов применения физической силы и спец. средств, ибо это может спасти ваше и их здоровье, избежать ограбления, попыток подсунуть задержанному наркотики и патроны.
Является ли Москва «режимным городом», в котором действует иной правовой статус граждан, не являющихся жителями Москвы?
Нет, Москва не является «режимным городом». Это любимый миф московской полиции и московских чиновников всех уровней.
Ограничение права на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в РФ, в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в РФ», может быть произведено только на основании Федерального закона.
Ст. 8 указанного закона содержит исчерпывающий перечень таких ограничений, и Москва под эти ограничения не подпадает. Об этом же говориться в разъяснении, данном в Постановлении Конституционного Суда РФ № 4-П от 2.02.98 г., в котором указано, что расширительное толкование таких ограничений в нормативных правовых актов субъектов РФ, к которым относится и Москва, является недопустимым.
Не даёт таких прав Москве и Закон РФ «О столице Российской Федерации».
В Москве, как и в любом городе, есть отдельные режимные объекты и территории, вход на которые без специального разрешения или пропуска запрещён. Но эти объекты и территории соответствующим образом огорожены и защищены охраной.
Тем не менее, сделать Москву «режимным городом» является заветной мечтой московских руководителей.
При этом они грубо и цинично используют определённое несовершенство нашего законодательства, а также низкую социально-политическую активность и неорганизованность граждан РФ и их слабую правовую культуру, и в нарушение законодательства, разъяснений Конституционного Суда РФ, принимали и принимают местные законодательные и подзаконные нормативные документы, в которых эти права себе присваивают.
Именно к таким документам, как правило, и апеллирует полиция. Например, ст. 91 Устава города Москвы даёт московским властям право на определение «особого порядка» при принятии нормативных актов города в вопросах регистрации пребывающих иногородних граждан.
Тем не менее, при обжаловании подобных действий полиции в органы Прокуратуры, и, тем более, в суд, последние признаётся незаконными.
Можно ли обжаловать незаконные требования и действия полиции, и как это сделать?
Наша гражданская пассивность, молчаливое «заглатывание» тех унижений, поборов и издевательств, которые мы терпим от таких действий полиции, оставляя её сотрудников безнаказанными, провоцирует её последующее беззаконие.
Во время публичных дискуссий полицейское начальство апеллирует к тому, что жалоб от населения на такие действия полиции у них практически нет.
Это, по их мнению, говорит о том, что подобные проблемы являются надуманными, а их публичное обсуждение имеет единственную цель — опорочить нашу славную полицию.
Полиция имеет специальное подразделение, которое называется Управление Собственной Безопасности (УСБ).
При обращении в 02 или УСБ полиции, требуйте обязательной фиксации вашего сообщения. При этом будьте готовы сообщить максимум информации о себе (Ф.И.О., адрес по месту постоянного проживания, контактный телефон) и о сотрудниках полиции, совершивших против вас незаконные действия.
Сообщите также всё, что было предпринято в отношении вас или ваших знакомых, а также, где и когда это произошло.
Наиболее эффективным является письменное обращение граждан с жалобами. В российском менталитете жаловаться считается неприличным и унизительным. Считается, что жалобщик это слабый и обиженный человек, который не в состоянии решить проблему в свою пользу или договориться.
Всё это сплошная чушь!!!
Поэтому, с точки зрения психологического преимущества, о котором я постоянно напоминал выше, с полицией речь надо вести именно об «обжаловании» её неправомерных действий, а не защищаться безвольной формулировкой «я буду жаловаться».
Пишите заявление или жалобу и направляйте её в обязательном порядке заказным письмом с уведомлением о вручении! В этом случае соответствующие органы обязательно получат ваше заявление и будут обязаны принять его к проверке.
В соответствии с законом, вам обязаны ответить в месячный срок с момента поступления обращения.
Дата его получения будет указана в почтовом уведомлении, которое вы получите после вручения вашего заявления или жалобы адресату. Именно от срока получения, указанного в уведомлении и отсчитывается срок, в течение которого вам обязаны дать ответ.
За нарушение сроков ответа, полиция, прокуратура, любой иной официальный орган несут ответственность, и именно на это в первую очередь обращают внимание проверяющие комиссии МВД РФ при проведении плановых проверок своих структур.
В письменной жалобе, также подробно опишите все обстоятельства дела, место и время действия, укажите все данные о сотрудниках полиции или сотруднике полиции, которые запомните или запишите. Здесь также годятся бортовые номера патрульных машин, их госномера.
Не забудьте указать требование о привлечении полицейского к ответственности, а также, в обязательном порядке, указать полностью ваши фамилию, имя и отчество, адрес и проставить дату, личную подпись. Без указания этих данных и личной подписи, вашу жалобу к рассмотрению не примут.
Следует также иметь в виду, что при обращении в органы прокуратуры, осуществляющие надзор за деятельностью полиции, есть небольшой, но существенный нюанс.
Если вы написали жалобу на действия полиции, как указывалось выше, то, при поступлении в прокуратуру, она пойдёт по, так называемому, «надзорному производству».
Это подразумевает формальную проверку, которой занимается кто-то из рядовых прокуроров. Порой этого достаточно много для непуганой полиции, чтобы наказать виновных и принести извинения.
Но если вас промурыжили по полной программе, то есть, совершили с вами что-либо из перечисленного: с составлением протокола, доставлением в отделение, досмотром, избиением, подбрасыванием наркотиков или патронов, залогом паспорта, то в прокуратуру нужно писать не жалобу, а «Заявление о возбуждении уголовного дела по факту либо превышения полномочий, либо самоуправства, либо вымогательства взятки».
Такое заявление пойдёт уже по исполнительному производству. Им непосредственно занимается прокурор района или города или его заместитель.
Чтобы возбудить уголовное дело или дать мотивированный отказ в его возбуждении, прокурор, по закону, должен провести проверку. Её объём, и процедура жёстко регламентированы законом. То есть, в этом случае в отношении полицейского -правонарушителя правоохранительная мясорубка заработает на полную мощность.
Даже если уголовное дело против такого сотрудника не будет заведено, крови, нервов, здоровья и жизни это отберёт у него много. Образно говоря, в этом случае сотрудник полиции окажется на вашем месте, когда он использовал против вас свою силу и власть.
Можно также обжаловать неправомерные действия полиции и самостоятельно, через суд. Это также подходит, если вас не удовлетворили меры, принятые самой полицией и прокуратурой.
Себя надо любить, себя надо уважать! У нас достаточно прав и возможностей, гарантированных Конституцией РФ и законами для того, чтобы защитить себя, своих родных, близких, друзей. Но все эти нормы останутся на бумаге, если не начать их использовать.
Мы в России никогда не были внутренне и внешне свободными. У нас никогда раньше права и свободы отдельного человека и гражданина не стояли выше интересов государства.
Наоборот, государство у нас всегда довлело над индивидуумом. Рабская психология сильна. Выдавливать из себя раба — мучительно!
Беспредел полиции — это проявление той же рабской психологии, ибо историческим фактом является то обстоятельство, что самыми страшными деспотами и тиранами всегда являются бывшие рабы. Наша полиция тоже плоть от плоти наша с вами.
Власти и полицейское начальство цинично выражают публичное удивление и озабоченность, тем фактом, что граждане России не любят и не уважают свою полицию, не верят ей, не рассчитывают на её помощь и защиту в случаях преступлений против своих прав и своей личности.
Я за то, чтобы полицейский на улице перестал быть бандитом в погонах, которого боятся все люди, а вновь стал добрым другом и защитником! Вот тогда не будет ни каких оснований для появления приморских партизан и осиротевших семей убитых милиционеров, выплаканных глаз матерей, убитых и осуждённых молодых ребят, которые от милицейского и полицейского беспредела вынуждены стать народными мстителями.
Но, чтобы это стало возможным, чтобы завтра вечером пьяные полицейские не изнасиловали вашу дочь, посчитав её проституткой, чтобы завтра на площади Трёх вокзалов не избили и не ограбили вашего мужа, возвращающегося с вахты на севере домой в Брянск или Смоленск, чтобы защитили вас от бандитов, нашли и обезвредили воров, уничтожили террористов, чтобы всё это было завтра, сегодня вы должны защитить себя и свих близких и обязательно наказать тех, кто покусился на ваши права и свободы!!!