В Нагорном Карабахе снова льется кровь. Перемирие, объявленное после трудных десятичасовых переговоров, состоявшихся в Москве 9 октября между главами МИД Азербайджана и Армении, по факту не соблюдается. Очень показательно, что при безусловном наличии средств объективного контроля, Россия не спешит назначать виновных в срыве перемирия, предоставляя возможность сторонам конфликта обвинять в нем друг друга. Очень похоже, что Москва действует как врач, руководствуясь принципом “не навреди”.
У двух народов непростая история взаимоотношений. Однако исторический бэкграунд сам по себе никогда не становится причиной начала войн. Опыт жизни нескольких поколений в одной стране показал: армяне и азербайджанцы могут быть хорошими соседями, если в обществе культивировать уважение, а не ненависть друг к другу.
Так какие силы культивируют ненависть? Кому выгодна война? Клубок противоречий запутан туго, однако некоторые бенефициары очевидны, пусть только и на уровне корпоративных интересов, а не персоналий. Президенты Алиев и Пашинян выглядят, скорее, исполнителями, пусть и высокого уровня. А кто же заказчики? Если кратко, то за интригами и кипением страстей четко прослеживается борьба за контроль над логистикой региона: нефте- и газопроводами. Собственно, подчинение себе торговых путей – один самых вожделенных призов всех завоевателей на протяжении всей известной истории цивилизации.
Наблюдаемое снижение потребления топлива и падение цен на него – явление конъюнктурное, кроме того, падение биржевых котировок мало влияет на поставки по долгосрочным контрактам. В средне- и долгосрочной перспективе потребность в топливе для растущего населения региона будет только увеличиваться. В Сети достаточно много материалов о попытках транснациональных корпораций помешать российским Южному и Турецкому потокам. Есть все основания говорить о конкуренции с ними Трансанатолийского газопровода (TANAP), и Восточно-средиземноморского трубопровода (EastMed pipeline), который пока существует лишь на бумаге. Известно о визитах Госсекретаря США Майкла Помпео в страны региона, после которых Болгария, например, начинает вопреки всем мыслимым национальным интересам срывать строительство своих веток Южного потока.
Все то же самое, что и Северным потоком-2, но с поправкой на специфику региона.
И специфика эта в том, что убивать друг друга ради шкурных интересов транснациональных корпораций, людей сумели заставить именно здесь.
Что происходит в Нагорном Карабахе сейчас и что стоит ожидать в ближайшем будущем?
«Первой жертвой войны становится правда», – говаривал американский сенатор Джонсон Хайрам. Он прав, а потому трудно разобраться в том потоке полуправды, откровенной лжи и подчищенных в ту или иную сторону фронтовых сводок. Глобальные коммуникации ничуть не упрощают, а скорее усложняют задачу, превратившись в поле боя информационной войны. Но все же с большой осторожностью из мутного новостного потока можно попытаться выловить крупицы истины.
Так, по ряду сообщений, основные причины смерти и ранений военнослужащих с обеих сторон - это различного типа взрывные травмы. Следовательно, речь идет о позиционной войне, пожирающей ресурсы с ненасытностью Молоха. Нет никаких оснований полагать, что Армения или Азербайджан за годы независимого военного строительства по-настоящему могли подготовиться к такому конфликту. Их экономики не были переведены на военные рельсы.
Никакое количество добровольцев, наемников, наличие старых советских складов и даже поставки из-за рубежа не спасут от снарядного голода, если нет своей развитой и самодостаточной военной промышленности.
А значит, конфликт должен выгореть в короткие сроки. Внезапная победа одной из сторон маловероятна. Снаряды кончатся раньше, чем жизни бойцов. Если, конечно, в войну не будут напрямую втянуты другие, гораздо более крупные страны.
Возможно, именно на то, что стороны выдохнутся, и рассчитана крайне сдержанная реакция России. Армении и Азербайджану придется договариваться, а не воевать.
А.Н. Асеев
Если эта статья оказалась полезной и информативной, вы можете поддержать нас с помощью добровольного взноса в развитие Партии и комитетов.