Исполнение судопроизводства при приёме на работу по антикоррупционному закону
В целях обеспечения единого судопроизводства, а также для усиления противодействия коррупции, Верховный Суд РФ предлагает обсудить новый проект постановления. Речь идет о разъяснении применения статей законодательных актов (в частности КоАП РФ) возлагающих ответственность за нарушение организациями и должностными лицами норм приема на работу (заключения договоров о найме) бывших государственных или муниципальных служащих, подпадающих под антикоррупционные меры.
Согласно действующему законодательству, организация (должностное лицо), принимающее на работу бывшего служащего федеральных или муниципальных органов, несёт административную ответственность, если не уведомляют последнего работодателя указанного служащего (уволенного по обвинению в причастности к коррупции) в течение десяти дней.
Как сообщают эксперты, у отдельных положений действующих норм в этой сфере нет взаимосвязи, что затрудняет судопроизводство. В указанном проекте разъясняется:
1. Сущность и порядок применения Перечня должностей федеральной государственной службы по отношению, к которым применяются положения антикоррупционного закона.
2. В каких случаях по отношению к работодателям не применяется ответственность за прием на работу, лиц перечисленных в вышеуказанном перечне.
3. Факторы, смягчающие меры наказания.
4. Меры административного наказания при установлении факта нарушения действующего закона.
По первому разъяснению, эксперты считают, что работодатель обязан принимать во внимание не только утвержденные перечни должностей, указанные в федеральном законе, но и руководствоваться правовыми нормами, затрагивающими должности государственных и муниципальных служащих, не включенных в эти перечни.
Определяющим фактором в соблюдении работодателями федерального закона, по мнению ВС РФ, является вопрос о том, относятся ли к предыдущей должности служащего, требования о предъявлении следующих сведений:
- о своих доходах;
- об имуществе и обязательствах данного характера;
- аналогичные сведения о супруге и несовершеннолетних детях.
По второму пункту, судебные представители разъяснили случаи, при которых меры пресечения по отношению к работодателю не применяются. Такое может иметь место, когда должность служащего, на момент его увольнения с предыдущей работы была закреплена в Федеральном перечне, а на момент его трудоустройства, должность из перечня исключена.
По третьему пункту, оговаривается, что в некоторых случаях организация (работодатель или лицо заключившее договор найма) может быть признан виновным со смягчающими обстоятельствами. К таким случаям могут относиться:
- увольнение должностного лица с последующим переводом на иную должность или работу по совмещению внутри организации;
- осознанное сокрытие информации о предыдущем месте работы лицом, устраивающимся на работу. При этом, сведения о его предыдущей работе, или службе не зафиксированы в предъявляемых документах. В результате чего, наниматель не осведомлен о причастности такого лица к вышеуказанному перечню должностей;
- работодатель сообщил руководство по месту предыдущей службы о принятии нанимаемого лица с нарушением требований к оформлению уведомления.
В перечисленных случаях вина работодателя смягчается, и такие действия могут не рассматриваться как правонарушение.
Также смягчающими обстоятельствами могут быть случаибыть случаи, когда организации наниматели помогают выявить нарушения федерального закона.
При вынесении судебных решений о нарушениях юридическими лицами закона по борьбе с коррупцией, как подчеркивают специалисты, необходимо учитывать все обстоятельства дела, в том числе смягчающие вину. Такое объективное ведение процесса дает возможность судьям применить меру наказания ниже установленных норм. В проекте оговаривается, что данные условия применимы только к организациям, исключая индивидуальных предпринимателей и должностные лица. По четвертому пункту разъяснений, указываются меры административного наказания при установлении вины.
В проекте оговаривается, что применение наказания зависит от степени нарушения и имеет следующие штрафные санкции: - к организациям, допустившим правонарушение - штрафные санкции от ста до пятисот тысяч рублей;
- к должностным лицам - от двадцати до пятидесяти тысяч рублей;
- для частных лиц-нанимателей (включая индивидуальных предпринимателей) - от двух до четырех тысяч рублей.
Судьи предупреждают, что вышеперечисленные санкции применимы в обязательном порядке к организациям всех форм собственности. Предлагается также ужесточить меры наказания в случаях, когда наниматель осознанно уклоняется от заключения договора с указанными работниками или оформляет договор с нарушениями.
А.Н. Асеев
Если эта статья оказалась полезной и информативной, вы можете поддержать нас с помощью добровольного взноса в развитие Партии и комитетов.