Антикоррупционные лозунги перестают быть оппозиционными
1. Новая электоральная картина мира
Экономический кризис, помноженный на пандемию, значительно усложнил избирательные кампании 2020 года по всему миру. Во многих странах осенние избирательные кампании прошли не совсем традиционно: отмечалась повышенная явка избирателей, выросла протестная составляющая при выборе кандидатов, снизилось доверие и к действующей центральной власти и к местной.
Избирательные технологии в условиях пандемии столкнулись с трудностями и на постсоветском пространстве (Киргизия, Украина, Грузия, Молдова, Беларусь), и в США, и в Бразилии, и в Европе. Во всех странах на поведении электората сказалась усталость от проявлений экономического кризиса, от неотступающей пандемии. Как выяснилось, везде от власти ждали большей эффективности.
2. В России власть перехватывает антикоррупционные лозунги у оппозиции
В России освещаемая внутренняя повестка начала затмевать зарубежные новости. Теряется интрига итогов выборов в США и даже войны в Карабахе. Актуальны во внутренней повестке аресты глав субъектов РФ, мэров, высших чиновников. Действия властей в русле антикоррупционных дел становятся все системными, и потому более заметными.
Некоторые политологи утверждают, что дальше количество и глубина следственных мероприятий будут только нарастать по всей стране. Арест аудитора счетной палаты, бывшего главы Министерства строительства РФ Михаила Меня - факт многозначительный. Для этого нужно было открыть в Совфеде по запросу Генерального прокурора РФ процедуру по лишению неприкосновенности.
Арест сенатора указывает на то, что федеральный центр начинает разворот в сторону учета электоральных настроений 2020 года. И развивать антикоррупционную риторику начинают представители не маргинальных движений и партий, что было бы традиционно. Учитывать «региональную социологию» начинают уже представители системных партий.
Теперь власть уже отчетливо может фиксировать повышенный запрос населения на антикоррупционную деятельность. Избиратель, вошедший в консервативное поле системы потребления, менее терпим к проявлениям имущественного расслоения. Возможностей для улучшения положения граждан путем экономического маневрирования осталось совсем немного. И власть для удержания уровня лояльности будет «соответствовать» запросам электората на справедливость путем увеличения масштаба мероприятий в антикоррупционной сфере.
В зоне действия «антикоррупционного катка» находятся команды глав субъектов РФ, представители госкомпаний, муниципальная власть. Наработки по выявлению нарушений и злоупотреблений у центральной власти существуют, и многие из них будут внедряться активней обычного.
Экономическая ситуация обостряет восприятие лозунгов и программных заявлений, направленных на борьбу с коррупцией. Население большинства регионов столкнулось с устойчивым снижением доходов. Более того, если в начале года экономический локаут в связи с пандемией был воспринят как временная мера, то осень показала, что все кризисные явления только продолжат усугубляться. Процент снижения реальных располагаемых денежных доходов населения РФ, длящегося уже седьмой год подряд, в 2020 году может стать двузначным.
Конечно, такой фон формирует запрос на проявление антикоррупционной деятельности. Скорее всего, в ближайшее время предстоит услышать определенные заявления со стороны высших органов власти. В программы предстоящих съездов некоторых партий будут включены пункты об участии в антикоррупционной борьбе. Даже если съезды партий пройдут в несколько усеченном пандемией формате.
Чаще всего антикоррупционные лозунги выдвигают партии и движения правого толка: «Яблоко», блок «Навальный-Гудков», те же «Новые люди». Пока большую инертность при движении в этом направлении проявляет левый блок. Те же КПРФ, «За правду», медленно разгоняясь, выдвигают те или иные заявления в поддержку активизации борьбы с коррупцией только спорадически.
Можно утверждать, что антикоррупционная составляющая в электоральных настроениях 2021 года уже обозначилась. И предстоящие выборы в Госдуму пройдут с учетом перспективы начавшихся процессов. Неутихающая вторая волна коронавирусной эпидемии актуализировала еще один «пункт требований» электората: решить проблемы в здравоохранении, купировать коррупционные явления, свойственные медицинской сфере.
Президент РФ обозначил эту тему отдельно, так как на пике волны роста заболеваемости COVID-19 стали вскрываться факты системного манипулирования данными вплоть до фальсификаций. Как результат – резкое ухудшение статистики в Санкт-Петербурге, в Дагестане. В Бурятии пришлось объявить локдаун. С учетом того, что до февраля, по мнению специалистов, улучшение эпидемиологической ситуации не предвидится, информация о COVID-19 не потеряет своей актуальности. Пагубная «привычка» приписок в системе здравоохранения будет только добавлять остроты в критику властей. Как и скандалы с увольнениями врачей, махинации с выплатами медработникам, отсутствие мест в больницах, которые рисуют гражданам реальную картину здравоохранения в России. Коррупция в здравоохранении для избирателя - это не просто вопросы благосостояния, это вопрос жизни и смерти.
3. Перемены в избирательном процессе на выборах в Госдуму в 2021 году
«Единая Россия» пытается соответствовать внутриполитическим трендам. Стало известно о пересмотре списков на выборы в 2021 году. Оттуда стали изымать персоналии «слишком» давно представляющих партию в регионах, то же касается и «финансово крупных» кандидатов. В «Единой России» понимают, что одномандатных депутатов будет сложно выдвигать без полноценной поддержки регионов. Что касается «списочного состава», то туда точно должны будут внесены новые имена - молодые кандидаты, что называется, «от народа». Чересчур «благополучный» кандидат, представляющий избирателей, провоцирует острые вопросы избирателей о той самой коррупционной составляющей власти. Следовательно, подобных эксцессов власть намерена избегать.
Вообще, сама схема электорального процесса будет несколько изменена. Раньше главная партия РФ, «Единая Россия», вовлекала избирателя в выборный процесс через подготовку общенациональных проектов. Политическое лидерство «Единой России» в регионах являлось своеобразным «бустером» (ускорителем) для местной экономики. Система электорального одобрения программ «Единой России» позволяла сохранить за партией конституционное большинство в парламенте, что очень важно для политической стабильности.
В 2021 году за конституционное большинство придется побороться. Классические политические парламентские практики – блокирование фракций, межпартийные альянсы – так и останутся нереализуемыми в российской политике, поскольку несут с собой множество рисков для «Единой России». Скорее всего, последует некоторое размытие доли системной оппозиции, представленной в парламенте, за счет включения новых партий. Если в Госдуму в результате выборов в 2021 году пройдут партии Бориса Титова («Партия роста»), Алексея Нечаева («Новые люди») и Захара Прилепина («За правду»), то вероятность изменения общей парламентской повестки возрастет. Важно, чтобы новые парламентские партии не были представлены только «одномандатниками», которые мало на что влияют и не могут создавать фракции. Именно факт выхода за известный пятипроцентный барьер даже одной из указанных партий сделает возможным изменение повестки заседаний Госдумы.
«Единой России» предстоит в 2021 году многое поменять в структуре своих действий на политическом поле. Предстоящий юбилейный 20-й съезд партии будет проведен в два этапа: в конце текущего года будут подведены итоги завершающегося электорального цикла. А в будущем году вторая часть съезда будет посвящена уже выдвижению списка кандидатов. Опыт прошлых лет показывает, что чаще всего «Единая Россия» представляет одномандатные округа. Это дает местной власти губернаторов больше ресурса для воздействия на электорат. Впрочем, не совсем хорошо эта схема показывает себя при низкой явке на избирательные участки. В последнем случае большинство могут получить «одномандатники» от оппозиции с хорошо отмобилизованным электоратом.
В РФ социологические опросы 2020 года показывают заинтересованность избирателей в «аполитичности» кандидатов. Люди хотят видеть во власти «новые лица», молодых депутатов (пятидесяти лет и моложе) и хотят услышать адекватную современным вызовам программу действий.
При всей необходимости обновления депутатского корпуса и программы деятельности Госдумы перед выборами в 2021 году Федеральный центр понимает, что легитимность выборов должна стоять на первом месте. Отрицательный опыт Беларуси задает своеобразный стандарт качества на легитимность и прозрачность избирательного процесса. Результаты выборов должны быть приняты населением. Доминирующая роль «Единой России» сегодня уже точно общество не устроит. По этой причине представители, несущие оппозиционные взгляды справа и слева, должны войти в новый парламент.
С другой стороны, самой несистемной оппозиции нужно уже сейчас начинать договариваться внутри себя. Пресловутое «умное голосование» от оппозиции состоялось в прошлом, не пройдет и в будущем. Как показала практика, представители внесистемных оппозиционных партий формат «умного голосования» определили для себя каждый по-своему. Это сбило с толку избирателей. И в целом «умное голосование», пропагандируемое всеми оппозиционерами, просто провалилось. Свидетельство тому – выборы 2019 года в Мосгордуму, куда прошли кандидаты от оппозиции, даже не попытавшиеся блокировать принятие бюджета. Тогда выиграли наиболее вероятные оппозиционные представители. Вот только они представляли интересы не своих избирателей, но свои собственные. Эксперты считают, что тогда оппозиционеры совершенно зря рассчитывали на математику, сыгравшую против них же. Дело в том, что в некоторых регионах нет большой разницы между оппозиционными выдвиженцами (или партиями) по предвыборным рейтингам. Поэтому тут «умное голосование» превращается в лотерею. Вроде и выиграл оппозиционер, но он оказался из другой партии.
Уже сегодня мнения несистемных оппозиционеров разнятся в выражении поддержки того или иного курса действующей власти (https://psinv.ru/blog/materyj-lis-v-predkushenie). Конкуренция программ достаточно велика. А это может сработать на руку не оппозиционерам, а «Единой России», как уже бывало. В этом случае федеральный центр не должен слишком ограничивать оппозицию в предвыборной кампании. Иначе протестная активность от безысходности выплеснется на улицы. Политологи утверждают, что новые реалии для выборов в 2021 году уже поставили главную задачу перед властью: надо поделиться. Сегодня главные парламентские партии должны определить для себя – с кем делиться властью, и в какой степени. В 2021 году сценарии электорального процесса в России стоят в сильной зависимости от трех факторов: углубления экономического кризиса, расширения пандемии, обострения обстановки на рубежах страны. В любом случае явка ожидается повышенная, протестная составляющая в лозунгах оппозиции только возрастет.
В интересах же федерального центра явка среднего уровня, без всплеска. Повышенная явка на избирательных участках – это увеличенная доля оппозиционного электората. Пониженная явка – это увеличение шансов на победу для оппозиционеров с мобилизованными сторонниками. Речь об эффекте муниципальных выборов, часто сочетающих крайне низкую явку с высокой долей победивших оппозиционных кандидатов. Для стабильных выборов важно, чтобы избиратель, не жалеющий голосовать за «партию власти» смог поставить галочку за свою партию в избирательном бюллетене. Если же эта партия до выборов не будет допущена, поиск справедливости начнется на площадях.
Важно, чтобы главы регионов не боялись регистрировать оппозиционные партии. Ведь если в федеральном центре ориентируются на «долгоиграющую политику» нескольких электоральных циклов, то в регионах чаще думают только о ближайших выборах. Такой подход «временщика» дает поздние эффекты, схожие с ситуацией в Иркутской области и в Хабаровском крае.
Таким образом, власти федерального центра для сохранения стабильности уже сегодня должны со всей серьезностью осознать необратимость изменений в электоральном поведении населения и внести соответствующие коррективы во внутреннюю политику.
А.Н. Асеев
Если эта статья оказалась полезной и информативной, вы можете поддержать нас с помощью добровольного взноса в развитие Партии и комитетов.